Философия в медицине

Зачем философия медицине.

       Первый        семестр 2016 – 2017 учебного года для студентов Камчатского медицинского колледжа, обучающихся по специальностям «Сестринское дело» и «Лечебное дело» завершился сдачей дифференцированного зачета по курсу «Основы философии». Результаты аттестации и добросовестное отношение студентов к изучению предмета, казалось бы  далекого от медицины, не могут не радовать, неуспевающих нет, но хотелось бы немного поразмышлять над вопросом, который задают практически все студенты, приступая к изучению курса: «Мы – будущие медики, зачем нам философия?». И действительно, зачем? 

        Философию нередко представляют как некое абстрактное знание, оторванное от реальности повседневной жизни, однако, нет ничего более далекого от истины, чем это представление.

        Философия – далеко не простая область знания. Философию нельзя усвоить, не пропустив через собственное сознание. Для изучения философии необходим определенный труд ума и души, поскольку она не просто содержит строгий набор знаний, а направлена на то, чтобы помочь человеку самому думать и самому решать главные вопросы своей жизни. Каждый человек вовсе не обязан быть философом в профессиональном смысле слова и не обязан изучать философию, но он обязан быть умным. Обязан сам всегда и во всем доходить до сути дела, обязан знать самого себя и свое место в мире, чувствовать свою ответственность за окружающих. И в этом смысле он обязан жить, философствуя. Только тогда он будет соответствовать своему человеческому призванию. Люди, для того чтобы быть людьми, должны философствовать. Изучая философию, человек «закрепляет» в себе истинно человеческое измерение, потому что никакое другое учение не говорит о самом главном: как быть человеком.

      Медицинский работник изначально призван быть не только хорошим психологом, но и тонким философом. Наличие этих качеств предполагает сама профессия медика. Важно уметь в любой ситуации расположить к себе больного, заставить его поверить в себя и в свои действия. А это уже воздействие особого – умственного и психического  свойства.

       Философия и медицина связаны между собой издавна, но неоднозначно. Первая представляет собой наиболее абстрактное, отвлечённое от всех частностей знание; вторая – знание наиболее практичное, безусловным условием которого выступает сохранение жизни и здоровья людей. Философствуют мысленно, в голове. Путь философии от мыслей к поступкам проследить очень трудно. А для медика не меньше, если не больше знаний важны умения применить их к организму данного пациента. В хирургии умелые руки вообще важнее умной головы. Тем не менее, философов всегда интересовал человек, природные и социальные условия его жизни и деятельности, которые во многом и обеспечиваются медициной. Со своей стороны медики в разные исторические эпохи вдохновлялись представлениями о природе, социуме и человеке, которые высказывали философы. Этим и объясняется культурно-историческая связь философии и медицины.
      На всем протяжении истории культуры идеи объединения философского и медицинского знания ради постижения тайны жизни и тайны человека претворялись в трудах самых известных философов, медиков, естествоиспытателей. В своих исследовательских работах, предусмотренных программой курса и посвященных деятельности  и творческому наследию таких известных врачей как Авиценна, Гален, Гиппократ, Парацельс, З. Фрейд, В.Ф. Войно – Ясенецкий (архиепископ Лука), студентам  удалось не только отследить всеобъемлющий характер культурно-исторической связи философии и медицины, но и объяснить значение их трудов для современной медицины.
        Особенно следует отметить работы студентов Живодёровой Дарьи, Кондратьевой Ольги, Артёмовой Алеси, Евстифеевой Зои, Князюк Анны, Высоких Елены, Клочковой Дианы, Салцевич Марии, Фищуковой Марины, Хабучаевой Зайнаб, отличающихся творческим подходом и оригинальностью, наглядно продемонстрировавших, что философия – не столько результат, сколько процесс  поиска и рождения самостоятельной мысли. Главным же результатом проведенных студентами исследований является то, что по завершении курса они сами нашли ответ на заданный в начале его изучения курса : «Мы – будущие медики, зачем нам философия?».

      Все базовые теории современной медицины так или иначе связаны с философией медицины.

      Так, современные философские исследования (философская антропология, философия сознания, социальная философия) лежат в основе  медицинской теории адаптивного реагирования (теория адаптации – общебиологическая теория медицины, однако медицина имеет дело не только с биологическими адаптациями, но и с адаптацией социальной, т.е. приспособлением человека к общественной жизни), теории детерминизма (причинной обусловленности и связи патологических процессов, происходящих в организме), а  так же теории нормальной (оптимальной) саморегуляции и теории общей патологии.

     Философскими основами клинической медицины становится так называемая «философия врачевания», т.е. теория постановки диагноза, лечения, реабилитации и т.д., выстроенная в соответствии с пониманием сущности человека как психо – био – социального существа.

     В качестве философской основы профилактической медицины можно рассматривать исследования в области теории гигиены как оптимального состояния человека и окружающей среды.

     Философская теория ценностей составляет философский фундамент врачебной этики, деонтологии, клинической практики.

     Современная философия выступает в качестве методологического фундамента медицинского знания, что призвано объединить разрозненные частные исследования и системно применить их к изучению качественно своеобразной живой системы – человека.

       Нынешнее время – время масштабных задач и больших свершений – требует высоко профессионально подготовленных специалистов, способных к продуктивному труду в самых разных сферах народного хозяйства. Вместе с тем современный специалист – это не просто грамотный исполнитель спускаемых откуда – то сверху указаний и решений. Еще совсем недавно, каких-то 5 – 10 лет назад, этого казалось вполне достаточно: сегодняшняя действительность предъявляет к специалисту, а к медицинскому работнику в особенности, более высокие требования – ему необходимо осмысленно или, выражаясь философским языком, разумно относиться к тому, что он делает, видеть свое дело в связи с делами других.

       Мы постепенно привыкаем к разнообразию мнений, выражаемых и отстаиваемых разными социальными группами, разными людьми мы учимся уважать инакомыслие, мнение других, даже если и не соглашаемся с ними. Для полнокровной общественной жизни, однако, необходимо, чтобы каждое отдельное мнение было обоснованным, продуманным с точки зрения не только конкретного индивида или особой социальной группы, но и с точки зрения интересов общества в целом. И здесь, таким образом, отчетливо обнаруживается, что от каждого из нас требуется способность осознанной, разумной ориентации в окружающей действительности.

       Можно будет забыть всё или почти всё из того, о чем говорилось на лекциях и семинарских занятиях по философии (только после сдачи соответствующего зачета, разумеется), но сохранить за собой право на самостоятельное честное мышление. И уважение к такому же праву другого человека. Вот это, в конечном счёте, и есть философия.

И. Кирсанов, преподаватель

ГБПОУ «КМедК»